Скромный Человек (kapkoff) wrote,
Скромный Человек
kapkoff

Тайны и музыка Молчанова и Богословского

Получается, что в ЖЖ я уже пишу только о своих концертах.
Отчеты.
А больше - либо некогда, либо не хочется. Изменяю с Фейсбуком!
Ну да ладно. Хочется запечатлеть эти впечатления и эмоции, а так как память у меня всё короче - сохраню их здесь на будущее. Кому интересно, могут присоединиться!!
Итак, 14 марта в Концертном зале имени Чайковского отыграли концерт "Двойной портрет - Кирилл Молчанов и Никита Богословский" с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии.
Дирижер - Сергей Скрипка, ведущий - Олег Нестеров, видео - от Алексея Вахрушева.




Как я и предполагал, "авторские" концерты композиторов - дело крайне непростое. Идти по стандартной схеме: конферанс-номер скучно. Рассказывать о жизни композитора и его произведениях - тоже. Надо было чем-то удивлять. К тому же, если о Богословском я кое-что знал, читал, слышал, и даже сто лет назад был у него дома, то о Молчанове я и не знал и не слышал никогда. Пришлось влезать по уши в интернет, читать, слушать музыку и выискивать телепередачи о них.
Программу старались собрать так, чтобы номера не были очень уж похожи друг на друга. Что тоже непросто. Композиторы все-таки не отличаются широтой творческих возможностей (точнее, большинство из них). Но материал был интересный. Кирилл Молчанов работал преимущественно с режиссером Ростоцким, и только за "Дело было в Пенькове" и "Доживем до понедельника" можно снять перед ним шляпу. С Богословским же, наоборот, приходилось себя сдерживать, ибо его кинонаследие исчисляется десятками работ. В одной анимации - почти 60 фильмов!

К счастью, Владимир Молчанов отказался вести концерт. Как выяснилось, его семья не любила Богословского. Да и манеры Владимира Кирилловича как ведущего не очень нам подошли бы. Здесь нужно было ломать традиции. Особенно это стало ясно, когда мы со Скрипкой осознали, насколько разные были эти два композитора, насколько непохожи были их судьбы и их творчество. Как соединить два отделения, совершенно противоположных по темпу и эмоциям? Это мог только яркий ведущий. И я подумал про Олега Нестерова.
Когда Сергей Иванович познакомился с Олегом, то радостно поддержал мою идею.
Я поехал к Нестерову домой - вдохновляться. Беседа натолкнула нас на две главные мысли: конферанс надо делать "с погружением", т.е. стараться заставить зрителей представлять ситуации, в которых оказывались наши герои, погружать их в эпоху... И во втором отделении нужны розыгрыши зрителей, в духе Богословского.
Что еще важно, говоря о роли Олега Нестерова в концерте. Он никогда раньше не вел подобные мероприятия, в таких огромных залах. Он волновался. И после генеральной репетиции попросил меня послушать конферанс. Мы засели в гримерке, и этот уже давно успешный артист и продюсер "провел" один на один весь концерт - со всеми интонациями, жестами, эмоциями. Это позволило нам доработать текст, сократить длинноты и расставить акценты в самых важных местах...
Но о розыгрышах потом...

В первом отделении звучала преимущественно оркестровая музыка, песен почти не было. Сергей Маховиков исполнил две песни Вячеслава Тихонова из "Пенькова" и "На семи ветрах", спел не очень удачно, не очень старательно... Еще была словенская певица Манца Измайлова с песней "Жди меня". И Иван Ожогин с песней из картины "Посейдон спешит на помощь". Это единственное видео из первого отделения.



Ивана я видел в телеверсии мюзикла "Норд-Ост", где он блистательно сыгал Ромашова. Потом увидел его в Питере в театре Музкомедии в мюзикле "Бал вампиров" по Роману Поланскому. Там он был главным вампиром, очень пафосным и холодным.
Во втором отделении Иван Ожогин спел главную песню Никиты Богословского "Темная ночь". Когда начинаешь слушать, кажется, что голос не очень подходит для этой песни, но постепенно втягиваешься, и уже не можешь оторваться...



Главное открытие концерта - Петр Маркин. Его я открыл для себя тоже в "Норд-Осте" в роли Кораблева. Высокий, стройный, обладающий роскошным низким голосом, он производил впечатление мудрого, рассудительного человека. На деле оказался вполне себе эксцентричным, совсем еще молодым, а сейчас уже и весьма полным! Пару месяцев назад обнаружил его в роли Портоса и понял, что он очень комический актер, что я очень уважаю в этой профессии. Попросил Скрипку прослушать Петра, и оба остались очень довольны этим процессом. В концерте Маркин спел "Три года ты мне снилась"...



Но Маркина я приглашал не только для этой песни. Зная, что мы обязательно включим в концерт песню из "Самогонщиков", мне захотелось создать музыкальное трио Трус-Балбес-Бывалый. И, вспомнив его в роли Портоса, подумалось о его возможном Бывалом. Балбес и Трус придумались тоже быстро - Владимир Ябчаник и Игорь Портной, с которыми я уже успел поработать в Мультконцерте. Мы весело придумали внешний вид новой троицы, их манеры и взаимодействие друг с другом на сцене. Вот что получилось.



Кстати, в папке с нотами из "Самогонщиков" мы обнаружили "произведение", которое в фильм не вошло. Называется "Самогонный аппарат". Музыкальные инструменты изображали весь процесс перегонки, что очень забавно. Нестеров так и объявил: "Номер "Самогонный аппарат". Исполняется впервые. На сцене Концертного зала имени Чайковского".
А первоначальное название фильма, оказывается - "Барбос-осведомитель". Правильно, что заменили.
Партитуры из первой гайдаевской короткометражки "Пес Барбос и необычный кросс" пропали. Скрипка заказал восстановить их по звуку, и оркестр играл вступительный марш и погоню под экран, как когда-то и записывали эту музыку под немую пленку Гайдая...

С Игорем Портным работать счастье. Кажется, что он может на сцене всё. Те же "Шаланды" можно исполнить пошло, можно сделать их скучно, провалить легко! Игорь добавил в меру Одессы, в меру эстрады, иронии, почтения к первоисточнику... в общем, сделал шедевр.



Конечно, еще были шикарные аранжировки! На репетициях я в очередной раз балдел от работы оркестра.
А оркестр в очередной раз поразил меня следующим номером. Так как очень хотелось похулиганить, то вспомнилась аранжировка "Старого извозчика" ансамбля "Ариэль", который исполнял эту песню "от лица" старой пластинки, с шипением, перескоками, заеданиями и т.д. Но отдно дело, когда такую имитацию делает ансамбль, а другое - целый оркестр. Но Сергей Скрипка принял эту идею сразу, и оркестр справился блестяще! Сложнее пришлось Володе Ябчанику. Он репетировал больше остальных своих коллег. Вот что получилось.



Жаль, никто не записал работу Хоровой капеллы имени Юрлова. Вот кто не устает восхищать! Было несколько сложных номеров именно для капеллы. Неизвестная доселе "Песня про Танюшу", не вошедшая в фильм "Пой песню, поэт", и "Антракт" из телефильма "Жили три холостяка", "Вальс выпускников" из "Разных судеб" и "Парней так много холостых" из "Дело было в Пенькове"... Подпевали хористы и актерам. Вот Ябчаник и Ожогин шикарно сбацали "Лизавету", а мужчины из капеллы подпели.



Гостями вечера стали Владимир Молчанов в первом отделении, Татьяна Конюхова и Владимир Вишневский во втором. Следуя установке розыгрышей, Конюхову я спрятал в группу контробасов. Оттуда ее Нестеров и выудил. Но шутку не очень поняли, по-моему. А Вишневский выскочил без объявления, будто он ведет концерт, и это стало настоящим сюрпризом. Он прибежал от стоматолога, где ему вырвали несколько зубов, и мы оценили этот поступок!




Но кульминацией концерта стало появление неизвестного старичка, который посреди представления подошел к сцене и заявил, что песню "Шаланды" написал вовсе не Богословский, а повар из Одессы, развлекавший моряков в приморском ресторанчике. И рассказал совершенно неправдоподобную историю, свидетелем которой он якобы стал.
Зал принял старика с фантастическим восторгом, хохотал и аплодировал. Сложилось впечатление, что все этому поверили. В какой-то момент Нестеров сказал, что все это похоже на выдумку, на что старичок заявил: "Почему-то никто мне не верит! Дайте мне поговорить с кем-нибудь посолиднее, вы какой-то не серьезный" Скрипка вызывал из-за сцены меня как режиссера и я уводил дедушку из зала прочь - для беседы.
Когда через два номера Олег объявил со сцены, что это был розыгрыш, многие даже разочаровались, так им понравился эпизод: ведь они будто присутствовали при сенсационном заявлении!
Конечно, нам повезло с исполнителем роли. В Доме актера мне рекомендовали веселого старичка, который учился еще у Таирова в Камерном театре, а потом много лет был актером и режиссером на телевидении. Виктору Ивановичу Горюнову 88 лет! Когда я позвонил ему, он с радостью встретился - почитать сценарий и обсудить идею, а потом легко согласился. Приехал на репетицию, где мы тщательно все вместе - с ним, Нестеровым и Скрипкой - прошли всю сцену. Конечно, он волновался, и все первое отделение сидел как на иголках. Но потом - сорвав бурю аплодисментов - был счастлив. "Я не играл 25 лет! Как мне это все понравилось!" - признался он потом. Любопытно, что когда-то, давным-давно, когда на телевидении снимали передачу о Богословском, он не смог принять участие в одном досъемке - просто пройтись по улице. И тут его заменил Горюнов. Так что, годы спустя, именно ему судьба дала возможность еще раз разыграть зрителей в "деле о Богословском"...


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Из звезд всероссийского масштаба в нынешнем концерте была всего одна фамилия на афише. Сергей Шакуров.
Собираясь включить в программу бессмертный "Романс Рощина" из "Разных судеб", я настаивал, что петь его должен актер пожилой. Чтобы это шло от сердца, с болью, может быть какими-то личными переживаниями. Хотелось благородного, убеленного сединами, стареющего красавца. Таких у нас в кино почти не осталось. Составили с Сергеем Ивановичем и его супругой небольшой список и я начал обзванивать. Признаюсь, не очень мне хотелось Шакурова, но именно он откликнулся первым и сразу согласился. Репетировал он тяжело, никак не мог взять темп оркестра и все время вырывался вперед, музыканты еле за ним поспевали. На этой записи видно, как он волнуется, как неспокойны руки. Это придало шарм его выступлению. Не знаю, как оценить этот номер. Из-за кулис не понял, по этой записи - вроде и хорошо. В любом случае, артист такого масшаба украсил концерт, за что ему спасибо.



В общем, еще один концерт позади. Пожалуй, самый сложный для меня, поскольку я дольше других не видел его у себя в башке, почти не знал материала до начала репетиций, долго писал сценарий и волновался по поводу розыгрышей. Но, что вышло - то вышло.
Спасибо всем, кто выложил ролики в интернет! Я вижу результат нашей работы только благодаря вам!!!
Tags: Концерты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments
Серега! Молодца! Описал все интересно, да и концерт наверное был интересный. К сожалению, пока Егорка мелкий, мы невыходные. :)
Ну, подрастайте!)))
Спасибо, Серега!!!!
Как же замечательно!
Я все ролики уже засмотрела до дыр
Шакурова только первый раз увидела. Хорошо он спел, душевно.
ЫЫЫЫх! В следущий раз постараюсь не пропустить!!!!
АААААА!!!!!
Давай уж, присоединяйся!!!)))

berezovaia

6 years ago

kapkoff

6 years ago

Deleted comment

Спасибо, дорогой брат!)))
у меня вопрос: а почему Вы сами не снимаете свои концерты? ( а что за тренога стояла слева, перед ложей? мне показалось, это штатив с камерой). Посадили бы человека с приличной камерой, хоть бы и на галерку, и было б нам всем счастье))
Не могу сказать, почему... Видимо, зал не дает разрешения.
А разрешают только вот такой любительской камерой, для "внутреннего пользования" - разбора полетов. Качество настолько ужасное, что даже дома один на один с телевизором смотреть грустно)))

skal_d

6 years ago

kapkoff

6 years ago

skal_d

6 years ago

Конюхова отлично выглядит и сказала замечательно,и вообще вторая часть концерта была намного живее.
Теперь я поняла,почему В.Молчанов покинул зал на втором отделении.Про розыгрыш с Киевским тортиком я сразу поняла,а соседи возбужденно переглядывались... :)))) Очень повеселило,а еще рассказы про Н.Богословского/ Сигизмунда Каца/Шостаковича-дома пересказывала взахлеб.
"Самогонщики" действительно гениальные :)))

Ну здОрово))) Очень рад!!!
За Шакурова отдельное спасибо :)
Очень хотелось услышать как он будет исполнять этот романс. Получилось достойно, хотя и видно, что волновался он здесь безумно ...
Вот и славно)))
Как здорово вы все описали и сделали прекрасно! Как много придумок - чувствуется, что движется дело, потому что развивается. ЗДорово, что вы вытаскиваете на сцену незаезженных исполнителей. Я пожалела, конечно, что не была - я сразу жалела, как только поняла, что не смогу. Шакурова очень люблю - он замечательный актер. Идея с подставкой - отличная. Портной - очень хорош, оценила еще в МУльтконцерте, и здесь, конечно. А вот Ивану Ожогину больше подходит Лизавета, чем Темная ночь, по-моему. Ему души взрослой пока не хватает. А все остальные совпали.
Здорово! Больше концертов хороших и разных. Удается сочетать классичность исполнения и раскованность клубных концертов. Это просто новое слово в истории концертов у нас в стране, мне кажется.
Замечательно, что есть видео. Спасибо!
Вот это да, как Вы про "новое слово" сказали!!!))) Цитирую родственникам!
Спасибо!!!)))

sama_lichno

6 years ago

Спасибо! Концерт, действительно получился живой, с душой! Интересен и "продвинутым" в музыке, и обычным зрителям, особенно, наверное, "молодежи от 70-х и далее".
Вот еще для "ознакомиться из зала" - http://www.makhovikov.ru/pesni/62-albom-4/381-ot-ljudej-na-derevne-ne-sprjatatsja-.html
На ю-туб не будет, я думаю
О, хоть посмотрю со стороны на Сережу))) Спасибо!
Огромнейшее спасибо за концерт. Сейчас записи посмотрела - как же здорово было.
Спасибо!

skal_d

March 30 2012, 16:32:40 UTC 6 years ago Edited:  March 30 2012, 16:56:12 UTC

Ура! Еще концерт будет!))))
Да уж))) Надеялся до осени заняться другими делами, а тут - опять!)))
Спасибо за интереснейший рассказ! Этот концерт, увы, пропустила, но на Ролана Быкова и на все концерты следующего сезона очень хочу попасть. Абонемент опять не успела купить :(
Не умаляя Ваших заслуг как режиссера, хочу сказать, что абсолютно все концерты Оркестра кинематографии (хожу более 3 лет) отличаются оригинальными задумками и уникальным сочетанием "классического" концерта - конферанс, гости, подводка к номерам, историческая справка и т.д. - и современных технологий и наработок - видео, импровизация, самоирония, "подставы" и пр. Наверное, оказывает влияние личность Сергея Скрипки - как мне кажется, он один из немногих высочайших профессионалов, который не "законсервировался", находится в постоянном развитии и не лишен самоиронии. Поэтому так интересно наблюдать за его творчеством.

Спасибо за нестандартный подход к делу и очередной замечательный концерт - понравился Олег Нестеров в роли ведущего, подбор исполнителей, задумка со "старичком" - в общем, всё! :) Продолжайте обязательно писать такие отчеты "по ту сторону кулис" - очень интересно.
Вы правы, Сергей Иванович именно такой человек. Счастье сочинять что-то вместе, когда можно сказать: "А давайте попробуем вот так?!" - "А давай!!"
Тогда и зал это чувствует и радуется вместе со всеми.
Спасибо.
Вопль из Западной Сибири. Доживем ли мы когда-нибудь до времен, когда, как в старые добрые времена, подобные события будут показывать на первых каналах нашего достославного ТВ вместо г-на Пельша с выменем
Это вряд ли...

ata

6 years ago